Велосипедный спортивный туристический поход 1 к.с. по Самарской Луке в мае 2010

1-8 мая 2010 года, протяженность 465 км.

Рождествено - Торновое - Ширяево - Бахилова Поляна – Бахилово – Сосновый Солонец – Валы – Жигули – Богатырская Слобода – Переволоки – Миронов – Шигоны - Муранка – Львовка - Усолье – Маза – Русская Бектяшка – Сенгилей – Новоульяновск – Ульяновск.

Самарская Лука

Карта маршрута на Гугле

Шуршат под шинами самарские дороги

Клубы живут мероприятиями. После массовых ПВД, проведенных Симбайком в 2009 году, после групповых выездов на соревнования в соседние области, встал вопрос: «А не съездить ли нам теперь в поход?». Настоящий спортивный туристский поход, первой категории сложности, со всеми регистрациями и отчетами.

Сказано – сделано. Всю осень и зиму руководитель Сергей Лисин рисовал маршрут по уже знакомым ему местам в Жигулевских горах. Зимой народ заинтересованно разглядывал планы и карты, примеряя на себя график в 300 км за 6 дней. Сроки были намечены на начало велосезона-2010, майские праздники. Погода позволила начать интенсивные тренировки в течение апреля-месяца и в конце месяца семеро участников начали укладывать рюкзаки.

Нитка маршрута пролегла по Жигулевским горам – жемчужине Среднего Поволжья, по берегам великой русской реки Волги, по дорогам Самарской и Ульяновской областей. Леса, овраги, горы Национального парка «Самарская Лука» - это настоящий храм природы, бережно сохраняемый для нас. Сотни растений, цветов, дикие животные – всё это можно увидеть только в Жигулях. Эти места сравнивают по красоте с Кавказскими горами – что-то похожее тут точно есть, особенно для нас, равнинных ульяновцев.

Участники похода

Участники похода

Состав группы подобрался обычный для походов-«единичек»: трое опытных походников, четверо «чайников», разной степени подготовленности. Каждому предстояло многое узнать в этом походе, научиться жить в экстремальной (для городских) среде, изо дня в день преодолевать препятствия, и вообще, очень много думать головой.

Автор этих строк впервые работал завхозом, а также внимательно изучал, как проходятся велосипедные маршруты.

Схема маршрута была выбрана с выездом на начало маршрута и возвращением домой своим ходом. Такая схема снижает расходы и упрощает поиск транспорта у себя дома. С другой стороны, нет возможности произвольно регулировать длину маршрута, поэтому наш поход 1 к.с. растянулся на целых 8 дней. Проезд на маршрутке избавил нас от необходимости везти с собой велочехлы.

Сборы ранним утром 1 мая были недолги и в 9:30 группа уже выгружалась в Самаре. С паромом возникли небольшие трудности: Волга, поднявшаяся на 3 метра (ниже Жигулевской ГЭС), вывела из строя переправу на Вилоновской, где паромы «Бурлак» и «Первый» не могли пришвартоваться к причалам, нависая над ними. Рядом бойко делали свой бизнес катера на воздушной подушке. Быстрый пробег по набережной Самары провел нас вдоль пары недействующих переправ, и закончился на грузовой переправе на ул. Ю.Шмидта.

Нам повезло - грузовая баржа уже стояла под погрузкой, и в 11:20 отвалила от пристани. (На будущее — осмотр переправ лучше начинать с ул. Шмидта, как ближайшей к въезду в город. Остальные переправы расположены дальше по набережной, вплоть до Речного вокзала). С середины Волги открывается великолепный вид набережной Самары!

Рождествено, отправная точка нашего маршрута, начинается с пристани. Торжественное включение записи трека на GPS-навигаторах — и группа отправляется в поход. От Рождествено до Торнового идёт хорошая асфальтовая дорога, движение слабое. Подъём высотой в 200 метров, переходящий в тягун длиной в 7 км, начинается прямо в селе Торновом, половина которого расположена на крутом склоне. С такой высоты в хорошую погоду видно всю Самару, раскинувшуюся на противоположном берегу Волги.

Граница национального парка проходит по верху, почти сразу за селом. Дальше, уже на границе леса, сидит патруль лесников, вход в национальный парк стоит 50 рублей с человека за день. Дорога идёт вдоль ЛЭП по лесу, где в мае ещё встречаются лужи и грязь. Из автотранспорта нам встретился УАЗ повышенной проходимости — другое здесь не пролезет.

К северо-востоку находится зона карстовых провалов Верхние Елгуши, о которой местные рассказывают всякие таинственные истории. Спуск в овраг Чаракайка немного размыт, но дно широкого оврага совершенно сухое. Овраг, по мере приближения к его устью, становится всё уже и глубже. Грунт местами сырой, грязь, появляется щебёнка. На склонах оврага заметны скальные выходы, а в одном месте — небольшой грот. Каменная Чаша — источник в ответвлении этого оврага. Там же стоит маленькая часовенка.

После Каменной Чаши дорога стала лучше, лужи засыпаны щебнем, на Чашу удобнее всего ездить через Ширяево. Само Ширяево – поселок в устье оврага, среди трех запруд на берегу Волги. На склонах Жигулей, нависающих над поселком, видны устья штолен. На этих же склонах расположены широкие полки для разбивки биваков, закрытые от волжских ветров. Неподалеку находится известная гора Верблюд. Места здесь известные и натоптанные изрядно.

Автомобильная дорога начинается в Ширяево и идёт по берегу Волги под сенью Жигулевских гор. Подъёмы чередуются со спусками, мелькают названия дачных поселков: Богатырь, Солнечная Поляна, Зольное, Бахилова Поляна. В каждом овражке, поднимающемся в горы – нефтяные качалки. Всё это неплохо охраняется, стоило нам встать около устья таких овражков, как из ниоткуда нарисовался охранник с логотипом «Роснефти», не рекомендовавший ходить к качалкам, под страхом сероводорода. Ну, не очень-то и хотелось.

От Бахиловой Поляны дорога оставляет берег Саратовского водохранилища и уходит вверх, в горы. Здесь нас постигло грандиозное разочарование: нас не пустили на территорию заповедника, и мы не попали на гору Стрельную. Зато дальше начался настоящий подъём на 6%, с набором высоты 220 метров и длиной в 3.6 км. За Бахиловом группа вновь оставила асфальт и свернула в лес, срезая угол заповедника. В этом месте въезд никто не охранял, а дорога едёт вдоль очередной ЛЭП по оврагам, болотцам и лужам.

Изрядно перепачкав велосипеды, мы спустились в овраг Холодный, к пруду. Плотина пруда разрушена. Дорога на Аскулы сворачивает из оврага на юго-запад, в лес. Вдоль лесной дороги можно заметить глубокие карстовые воронки. Пара упавших (или спиленных) деревьев преграждает эту дорогу, а в одном месте её пересекает совершенно непролазная лесовозная дорога через выс. 263. На опушке леса, в тенистом овражке, бьёт Ануровский родник. Источник обустроен, за водой сюда приезжают и на машинах. Сразу за овражком, раскинулась уютная поляна, где стояли наши палатки со 2 по 3 мая.

Дорога пошла по полям, ныряя в широкие овраги и взбираясь по крутым подъёмам, объезжая небольшие карстовые воронки. Оставив Аскулы в стороне, в Сосновом Солонце мы закончили очередной грунтовый участок дороги. По пути к трассе М5 на птицефабрике в Александрове можно запастись в дорогу копчеными куриными грудками. Очень напряженный участок маршрута ожидает на самой трассе, где движение не стихает и ночью.

После Валов, дорога сворачивает с трассы к поселку Жигули и выходит на берег Волги, точнее уже Куйбышевского водохранилища. Где-то через полтора километра, слева можно встретить старую березу, разбитую молнией. Местные утверждают, что посажена она была графом Орловым, погибла от удара молнии, а совсем недавно, пустила новые побеги.

Площадки для палаток находятся почти у самой воды, у подножия поросших лесом Жигулевских гор. Отсюда хорошо видно Молодецкий курган на другом берегу небольшого залива. Вдоль берега, над водой, идет тропа, по которой пешком можно выйти на курган Лепешка. Каменистый пляж – обустроенный, частный. С высокого кургана виден Тольятти на другом берегу Жигулевского моря, а сразу под курганом – река Уса, точнее – широкий залив в её затопленном устье. На камнях, разогретых щедрым весенним солнцем, греются серые, черные, зеленые гадюки. Вместе с нами на горе медитировали какие-то йоги из Центра «У-Ра», целый пазик их. Вечером на это место целыми группами начали прибывать велотуристы из Тольятти.

Недалеко от Жигулей, на волжском берегу расположилась Богатырская Слобода, где энтузиасты занимаются реконструкцией древнерусского быта и военных искусств. Экскурсия по музею стоит 50 руб., за отдельную плату можно пофотографироваться с восстановленным оружием и в доспехах. Сюда ведет грунтовая дорога от Жигулей. Далее по маршруту – возвращение через Валы на магистраль М5 и долгих 35 км под грохот обгоняющих фур.

На узком перешейке между Куйбышевским и Саратовским водохранилищами, Волга мелькает слева и справа от дороги. Между Большой Рязанью и Переволоками, в сосновом перелеске, есть удобное место для отдыха. Недалеко бежит лесной ручей, воду из которого надо брать подальше от дороги.

За Переволоками кончается территория Национального парка «Самарская Лука». На северной стороне перешейка сохранились небольшие леса, где расположены многочисленные турбазы. Место для стоянки можно выбирать достаточно гибко. Удобное место есть за турбазой ОСКБ «АвтоВАЗ» в Миронове (на карте – Красное Мироново). Тенистый пляж, расположенный на северном берегу Усы, невысокий спуск на песчаный пляж.

Еще 7 километров надоевшей всем трассы М5 – и маршрут поворачивает в сторону, уходя вдоль берега Усы. После съезда с трассы, начинается длинный пологий спуск, сбрасывающий около 100 метров высоты. Слева, в низине, расположены яблоневые сады «Лесная Поляна», которые хотелось бы посетить где-нибудь в августе.

Дорога объезжает длинный залив, образовавшийся при затоплении устья Усы Куйбышевским водохранилищем. Саму Усу, небольшую речку, можно увидеть под мостом перед Шигонами (на карте Генштаба этот мост нарисован в 200 метрах от своего реального местоположения - шифруются).

Небольшой поселок Муранка стоит у входа в большой Муранский Бор. На окраинах поселка расположены многочисленные дачи, а на берегу Усы – турбазы. Берег местами зарос камышами, видны охотничьи домики. Асфальтовая дорога, идущая по лесу вдоль берега залива, в конце упирается в ворота последнего лагеря, который приходится объезжать с севера, по лесной дороге. Вода есть в ручье в Поросёнковом овраге, но там останавливаться мы не стали и проехали ещё 20 км. Место для стоянки нашлось в лесу за Усольем, на берегу Волги.

Шестой день маршрута – это начало возвращения домой. Дорога идёт по селам Самарской области. Справа от дороги – невысокие меловые Новодевичьи горы, закрывающие вид на Волгу. Во втором овраге после Новодевичьего течёт Красная Речка, мощные ключи которой бьют прямо в сотне метров от дороги, звенят водопадиками и сливаются в чистую речку. Подвалье и Сенькино – два последних села Самарской области. Ульяновская область начинается наверху могучих валов, протянувшихся до берега Волги. Асфальтовая дорога добегает до границы областей и сворачивает обратно, в Самару.

В Ульяновск въезжаем по полевой дороге. Спуск к мосту у Русской Бектяшки и подъём от него – 100 метров вверх и вниз (уклон подъёма 5%). Удивительная картина предстала перед нами на подъезде к Вырыстайкино – абсолютно тихая погода превратила поверхность залива в идеальное зеркало и невозможно было понять, где кончается обрывистый берег и начинается его отражение.

Мыс за Вырыстайкино – удобное место для лагеря, дорога туда идёт по верху горы, идти же вдоль берега довольно утомительно, отвлекают только пересвисты байбаков. Вода может быть в овраге, ближе к самому мысу. Брод через Елаурку можно преодолеть в седле или по бревну.

Город Сенгилей маршрут обходит стороной и уходит в Сенгилеевские горы, где спуски чередуются с подъёмами на сотню метров, а самый лихой спуск с поворотами ожидает перед Цемзаводом. Поставив палатки у родника Трехглавого (Ванек), можно подняться на гору Гранное Ухо.

Последний день похода показал, что расслабляться рано и что сюрпризы могут поджидать рядом с домом. Выехали раньше на два часа, чтобы попасть домой не слишком поздно. Грунтовая дорога идет по берегу Волги, через Шиловку на мыс над Криушинским затоном. С высоты 177.7 метров видно Новоульяновск, а в хорошую погоду – и Ульяновский венец.

Спустившись по крутому склону, да еще разрытому сурчиными норами, мы обнаружили, что брод через Арбугу, в месте впадения её в Волгу, обмелеть не успел. Рыбак на резиновой лодке согласился перевезти наши рюкзаки через неширокий канал, а нам самим пришлось преодолевать его пешком. В самом глубоком месте вода была по шею.

После такого приключения, брод через Атцу в Екатериновке, преодоленный на низшей передаче, показался пустячком. Криуши, Панская Слобода, Новоульяновск, который мы объехали со стороны карьера – и восьмидневный маршрут завершается в Ульяновске, в районе больницы им. Карамзина.