СТК «Марс». Путешествие по Южному Уралу.

Справочные сведения о путешествии.

  1. Вид туризма - водный.
  2. Категория сложности - 2
  3. Протяженность маршрута -
    • пешая часть - 3 км.
    • водная часть - 130 км.
    • итого - 133 км.
  4. Район путешествия - Южный Урал.
  5. Нитка маршрута : п.Улу-Елга –р.Сюрюньзяк (от ж/д моста до устья) - р.Большой Инзер - п.Инзер.
  6. Время проведения путешествия : с 27 апреля по 5 мая 2005 года.
  7. Средства передвижения – шестиместный катамаран и две байдарки.
  8. Продолжительность путешествия - 7 дней
  9. Количество человек - 10.

Сведения о районе путешествия

Состав группы:

  Фамилия, имя, отчество   Год рождения   Туристический опыт   Обязанности в группе  
1   Павлов Владимир Иванович   1950   1-4 категория – руководство, 1-5 категория участие, в том числе на байдарках   Руководитель  
2   Юрсон Вячеслав Владимирович   1940   1-2 категория – руководство, 1-4 категория - участник   Зам. Руководителя, штурман  
3   Притула Валерий Владимирович   1960   1-3 категория участник.   Рыболов  
4   Егоров Валерий Владимирович   ---   1 категория - участник   Казначей  
5   Казбек Ирина Викторовна   1963   1 категория – участник.   Завхоз  
6   Костенко Татьяна Георгиевна   1963   1-3 категория – участник.   Помощник завхоза  
7   Федорова Мария Анатольевна   1981   ПВД - участник   Медик  
8   Васильев Андрей Алексеевич   1981   ПВД - участник   Фотограф, летописец  
9   Григорьев Дмитрий Андреевич   1977   ПВД - участник   Ремонт судов  
10   Девиен Павел Викторович   1980   ПВД - участник   Ремонт судов  

27 апреля

Поезд Москва-Уфа в Ульяновск прибывает в 5 минут седьмого, поэтому никто не выспался. Утром на вокзале еще свежо. После погрузки опять все улеглись спать. Весь первый день провели в поезде. Днем появилось солнце, погода обещала быть хорошей. Развлекали себя картами и историями про прошлые походы.

Марс - Водное путешествие по Южному УралуНа стоянке в Бугульме попробовали местных пирогов с калиной.

При прибытии в Уфу наблюдали разлившуюся Дему – река вышла из берегов и затопила все близлежащие сады. Местные жители этому не удивляются, как оказалось здесь это явление ежегодное.

В Уфу прибыли вечером, пересели на пригородную электричку Уфа – Сибай. Дальше нам ехать до станции Улу-Елга.

28 апреля

На станцию Улу - Елга поезд прибывает в 3 часа ночи, с помощью бдительности Маши Федоровой мы не проспали (проводники, хотя мы их и предупреждали, соизволили про нас забыть). Разбудили всех за 15 минут до прибытия. Быстро собрались, забили все рюкзаки в тамбур (получилась довольно приличная куча), стали ждать прибытия – впереди предстоял быстрый «десант» на перрон (поезд стоит на станции две минуты). Высадка прошла удачно.

До рассвета оставалось еще часа два. Первое, что запомнилось это холод. Все быстрее укутались в куртки. Вокзал был закрыт на ночь. Обещанная оказия по поводу доставки на попутном Ж/Д транспорте до моста через р. Инзер оказалась несостоятельна по причине приезда на станцию проверяющей комиссии Южно- Уральской железной дороги. До моста через реку Сюрюньзяк - три км., до моста через реку Инзер по километражу Ж/Д около 9 км. Решили идти вдоль железнодорожных путей. Нести сразу весь груз было достаточно тяжело, тем более, что в группе было три женщины. Организовали переноску груза челноком, с охраной оставшегося снаряжения и личных вещей. Дошли до моста в трех километрах от станции, река была метров 15 в ширину с быстрым течением примерно 5 – 8 м/с), это был приток Инзера - Сюрюньзяк. Когда возвращались за остальным снаряжением, провели разведку и выяснили, что подход к реке гораздо ближе к станции, а река течет на расстоянии около 900 м от станции и течет вдоль железной дороги.

Первый бивуак на р. Сюрюнзьзяк  Когда все снаряжение и личные вещи перенесли к мосту через р. Сюрюньзяк наступил рассвет. Решили остановиться на завтрак. С технической точки зрения река выглядела очень интересной. Снаряжение группы включало в себя гидрокостюмы, спасжилеты, для всех судов были предусмотрены страховочные концы. В то же время, если идти вдоль Ж/Д полотна еще шесть километров, один ходовой день мы теряли. Решили провести глубокую разведку состояния русла реки на предмет проходимости, наличия завалов, и необходимости обносов, а потом определятся идти дальше или стартовать отсюда.

Пока готовили завтрак, внимательно изучили карту. Приток на карте обозначен, но названия у него не было, судя по карте река впадала в Инзер на расстоянии вниз по реке около 25 км.

Самые опытные участники похода Павлов В.И. и Юрсон В.В. сходили на разведку вдоль реки и выяснили, что в принципе сплавляться по ней можно с соблюдением всех мер предосторожности и взаимной страховки. Река привлекала всех своим «шустрым» нравом, красотой и дикостью берегов, по всей имеющейся информации об этом районе рек выше второй категории сложности в данном районе нет решили сплавляться по этой реке, до вечера добраться до Инзера, при этом из графика мы не выбивались.

«Въюн» и его экипажТак начались наши «приключения» на этой реке, которые, как выяснилось впоследствии, заняли по времени половину всего нашего маршрута, гораздо более интересную, привлекательную и требующую постоянного напряжения и внимания при прохождении.

Это был первый и последний солнечный день нашего похода. Сборка судов, подгонка снаряжения заняли около 5 часов. Много времени ушло на сборку «Титаника» (так назван огромный самодельный 6ти местный катамаран Славы Юрсона).

Кроме того, возникли проблемы со сборкой новой байдарки («Вьюн» привезли в профком за день до похода), каркас собрался очень легко, но входить в новую «шкуру» он никак не хотел. Обед прошел на том же месте.

Решено было идти следующим порядком:

Первая байдарка (надувная) – Маша Федорова и Владимир Иванович (Владимир Иванович, как руководитель группы должен был идти первым и разведывать путь);

Вторая байдарка («Вьюн») – Паша Девиен и Женя Егоров;

Надувная байдарка, на маршруте аварийных ситуаций не былоЗамыкать должен был катамаран – спереди Татьяна Костенко с Ириной Казбек, имеющие опыт сплава на катамаране, по центру – Андрей Васильев и Дима Григорьев, на корме - Валера Притула и Слава Юрсон, как наиболее опытные туристы при сплаве на катамаране (Слава в роли штурмана). Катамаран должен был страховать впереди идущие байдарки, руководителем было дано указание не терять из вида смежно идущие суда, при потере прямой видимости приставать к берегу и дожидаться сзади идущее судно.

С самого начала все пошло не совсем так как планировалось, по причине недостаточной самодисциплины командиров судов. Катамаран ушел первым, за ним резиновая байдарка, а последней «Въюн».

Река очень стремительная, постоянно встречались небольшие сливы и топляки, кроме того сплав осложняли растущие по берегам деревья и кусты, с трудом успевали уходить от свисающих со всех сторон веток. Сучья то и дело били по каскам. Первые четыре километра прошли нормально, сделали стоянку, после которой выстроились в той последовательности, в которой планировалось идти (катамаран пропустил байдарки вперед). Еще около двух километров прошли хорошо, после чего при очередном повороте катамаран не успел обойти нависшее над водой дерево задними гребцами, которых моментально «смело» с катамарана в воду. При сильном течении катамаран удержать практически невозможно, несколько секунд пришлось продираться сквозь кусты. Оба гребца благополучно, с определенными усилиями и помощью экипажа заняли свои места на катамаране.

Оказалось, что штурман катамарана В.В. Юрсон, утопил очки (как правило, очки необходимо использовать со специальными завязками, что не было предусмотрено). По этой причине штурманом был определен В. Притула.

Место аварииПрошли еще метров 400, нужно было догнать байдарки и причалить к берегу, поскольку после купания в ледяной воде нужно было срочно переодеться  в сухую одежду и согреться. Тут случилось еще одно происшествие – экипаж байдарки «Въюн» П. Девиен и Е. Егоров, которые шли впереди нас допустили навал судна на притопленную с комля березу, байдарку моментально развернуло поперек течения, вал воды накатил сверху и загнал ее под воду, стрингера в каркасе не выдержали и лопнули. Парни остались сидящими на березе отрезанными от берегов. Выручило то, что Паша был в гидрокостюме а Женя в непромокаемом костюме (химзащита). Первая байдарка прошла за следующий поворот реки и причалила к берегу, второй экипаж не сумел сделать маневр аналогичный первому экипажу. Катамаран прошел немного вперед и причалил к берегу. Оперативно достали из катамарана спасательный фал, провели спасательные работы. Хотя глубина реки около метра, течение моментально сбивает человека с ног. Байдарку вытащили тем же фалом.

Вскоре, методом обноса по противоположному берегу вверх и выше по течению и небольшого сплава, подошел первый экипаж байдарок.

Срочно развели костер, согрели чай, все кто промок и вымок начали сушиться.

Было ясно, что ходовой день на сегодня закончился.

На этом же месте решено было разбить лагерь. Когда вытащили суда на берег, кроме всего прочего оказалось, что катамаран набрал воды в оболочку, пришлось ставить его под наклоном и сливать воду.

Вечером все подшучивали над Е. Егоровым, который, пока ехали в поезде, всех убеждал в том, что в его планы не входит в этот раз замочить даже штаны.

Когда приняли решение сплавляться по Сюрюньзяку руководитель группы В.И. Павлов предупреждал его, что, если будешь «ловить ворон» (будешь невнимателен и самонадеян на маршруте), то замочишь не только штаны и не один раз.

29 апреля

Встали поздно по причине общей усталости после дороги и начала сплава. Около трех часов ушло на ремонт байдарки и катамарана (баллон катамарана также набрал воды, пришлось вытаскивать его из шкуры и клеить).

Ремонт байдарки Время уходило, мы все еще не теряли надежду к вечеру добраться до устья реки при впадении в р. Инзер. Тронулись только после обеда.

Пошел дождь, который не прекращался до самого вечера.

Надо сказать, эффективно управлять катамараном на такой узкой речке можно только схоженным и слаженным экипажем, На особо резких поворотах необходимо преодолевать инерцию груженого катамарана, идти на отрицательной относительно течения реки скорости, особенно при подходе к препятствию или на крутом повороте реки, прижиматься к внутренней дуге поворота. Все это постоянно обсуждалось за вечерним чаем и на маршруте. Однако аварийных ситуаций избежать не удалось.

Не прошли и четыреста метров как катамаран опять попал в ситуцию прижима к наклоненному дереву. На этот раз в воде оказались В. Юрсон и Ирина Казбек. Быстро переоделись в сухое, двинулись дальше. Стали более внимательны и осторожны. Как говорит мудрая русская пословица «На ошибках учатся», а река не прощала малейших ошибок.

Кустов и таких поворотов было много. Все основные неприятные ситуации происходили с экипажем катамарана.

Метров через 600 – 700 в дереве между сучьями заклинило весло.

На пути встретилась расческа – прошли удачно.

На одном из нависших деревьев оставили В. Юрсона, с небольшим купанием (катамаран удалось причалить метров через сто).

Река не давала расслабляться ни на секунду.

Часа через два сплава показалась деревня Ишля. Река в этом месте стала намного шире и мельче. В одном из мест пришлось делать проводку катамарана.

Дальше на пути встретился бетонный мост, за которым образовывался хороший слив высотой 0,8 – 1 м. Байдарки прошли, первый экипаж сходу, второй с предварительной разведкой и страховкой. На катамаране идти не рискнули поскольку мост слишком низкий, в русле возможно наличие арматуры. Катамаран спустили вниз по течению на веревках.

 Катамаран заклинилоВ конце деревни русло реки уходит под завал из бревен. Завал пришлось обносить по берегу.

Пройдя еще несколько километров, в очередной раз катамаран угодил под дерево и под напором течения воды основательно там застрял.

На его извлечение потратили около часа.

Решили сделать краткую стоянку. Все небо затянуло облаками, холод и непрекращающийся дождь. Сало с сухарями и горячий чай разошлись на ура.

Но для ночлега место не подходило (стоянка была на болоте, да к тому же еще не так далеко отошли от деревни). И хотя день уже шел к завершению, решили идти дальше.

Погрузились. Прошли еще метров двести, и тут Владимир Иванович (его байдарка шла впереди) скомандовал – «Все, встаем на ночлег».

Оказалось, что мы дошли до стоящей на берегу свежесрубленной бани.

Владимир Иванович договорился, чтобы нас пустили переночевать.

Баня была идеальным вариантом для ночной стоянки – вопервых уже смеркалось и времени ставить палатки уже не было, вовторых дождь так и не прекращался, было очень холодно и несколько человек за этот день побывали в воде – поэтому была реальная опасность заболеть, чего ни в коем случае нельзя было допускать, поэтому вид бани вызвал эмоциональный подъем всего нашего коллектива.

Хозяевами бани оказались местные и приезжие рабочие, занимающиеся лесозаготовкой и изготовлением пиломатериалов - тоже туристы, охотники, любители сплава и встрече были рады не меньше нашего. Начали вспоминать, кто где и когда был, оказалось, что некоторые также как и Ульяновцы были на Таймыре, плато Путорана, на полярном Урале, на Алтае и в Саянах, не говоря уж про реки Южного Урала. Предоставили нам баню в полное пользование, приглашали в гости. Очень восхитил вид нашего катамарана. Как вы на таком вообще здесь продрались?

Со слов по этой речке вообще никто не ходит, а если и ходят, то такие же авантюристы как и вы. Байдарок здесь потоплено огромное количество, а они эту речку назвали кладбищем байдарок. Идти дальше по этой реке не советовали – до Инзера напрямую километров 6, а по реке намного больше, к тому же дальше река раздваивается на два рукава, поэтому русло становится еще уже, а зарослей кустарников больше. Если уж идти, то обязательно держать наготове пилы и топоры, без них дальше делать нечего. В общем страху нагнали много.

Сами же они на следующий день планировали ехать на Инзер и предложили взять нас с собой. Владимир Иванович сказал, что мы подумаем до утра.

Потом была БАНЯ и ужин приготовленный на мангале. Дождь закончися, погода улучшилась, настроение поднялось.

30 апреля

Встали около 8 утра. Хозяева засобирались. Нужно было решать – идти по реке дальше, или ехать на автомобиле с хозяевами бани до Инзера. Мнения разделились. С одной стороны идти дальше по этой реке, учитывая предыдущий опыт, было опасно – это все понимали, с другой стороны – если разбирать и собирать катамаран – на это уйдет целый день, а по воде этот участок можно пройти намного быстрее. Поэтому руководитель решил с большими мерами предосторожности идти дальше по Сюрюньзяку, учитывая информацию гостеприимных хозяев.

Тронулись около 10ч 30мин. Прошли около километра, река опять приняла свой обычный вид, быстрое течение, сужения, кусты и нависающие деревья шли осторожно и, всетаки на одном из поворотов, опять в дереве между сучьями заклинило весло, на ходу катамарана можно в данной ситуации легко травмировать руку, или «сыграть» за борт. Экипаж второй байдарки, поскольку они были ближе, пошел его (весло) доставать. Катамаран и первый экипаж байдарки прошли еще метров сто и причалили. Прошло какое - то время, нас никто не догонял. Руководитель стал беспокоиться, тем более, особой сложности для байдарки данный участок не представлял. Подниматься вверх против течения бесполезно по причине сильного течения реки. Вдвоем пошли вдоль берега, взяв с собой страховочный конец. Оказалось, что при неаккуратном отчаливании от скользкого крутого берега на струе, экипаж второй байдарки потерпел оверкиль, но все прошло благополучно. Опять потеряли определенное время. После разделения реки на два потока, русло на какое-то время действительно стало уже, а заросли кустарников гуще. Деревья торчали прямо из воды. В одном месте пришлось делать проводку катамарана вдоль берега. Продвижение по реке шло очень медленно, река впереди стала казаться совсем непроходимой. Но через некоторое время русло опять стало шире и скорость нашего продвижения заметно повысилась. В этот день работа экипажа катамарана стала намного слаженнее, падений в воду больше не было. Опять пошел дождь.

Через некоторое время на пути встретилась еще одна развилка. Катамаран и надувная байдарка прошли по левой протоке, а шедший замыкающими второй экипаж байдарки этого не заметил и пошел, вопреки всем инструктажам, по правой протоке, оказалось, что этот путь перегораживал завал из бревен, пришлось резко причаливать к берегу и обносить байдарку. Надо сказать, что на наличие препятствия впереди по ходу течения реки (завал или порог), или в одной из развилок разветвляющегося русла реки указывает небольшой, едва заметный подпор воды, течение на таком участке немного меньше, а река кажется полноводнее, руководитель выбрал в данной ситуации правильный путь, с помощью маневренной байдарки разведав варианты прохождения, а если в этот завал угодил бы катамаран, то пришлось бы затратить много усилий и труда, чтобы выбраться оттуда (берега в этом месте довольно высокие).

Сделали остановку на обед.

По всем приметам еще пару дней назад уровень воды здесь был намного выше, и место нашей стоянки вероятней всего находилось под водой. Поэтому окажись мы тут на несколько дней раньше найти русло в этом месте было бы очень трудно (река здесь, сильно петляя, протекает по широкой лощине справа и слева которую огораживают небольшие горы).

После обеда дела пошли совсем хорошо. Река стала немного шире. Или нам так просто казалось, потому, как экипаж нашего катамарана работал очень слаженно. Каждый превосходно выучил свою роль, все повороты проходились намного лучше. Но расслабляться река не давала ни на секунду. На реке все были постоянно собраны и напряжены. Никто не знал, что будет за поворотом. От реки постоянно ждали нового подвоха.

Через некоторое время (ближе к вечеру) такой подвох и случился – путь преграждала бобровая плотина. Пройти по воде было невозможно – плотина была капитальная (ель от берега до берега, а следом еще несколько поваленных берез).

Завал, созданный с помощью природы и бобров.Обнос по берегу затруднялся тем, что по обеим берегам рос лес. Так что пришлось прорубать просеку. Положительным моментом в получасовой работе топором и перетаскивании по суше катамарана было то, что все согрелись.

Очередной день клонился к вечеру. Надо было решать - вставать на ночлег или идти дальше. Сюрюньзяк подкидывал сюрпризы один за другим. Казалось, что мы так никогда и не выберемся с этой Реки.

И все же река стала заметно шире. И если первые два дня катамаран затормаживал продвижение вперед, то на третий день мы шли со скоростью вровень с байдарками.

На пути встретился разрушенный мост. На самом деле от моста остались лишь бетонные колонны, возвышающиеся на несколько метров над водой. Чем-то они напоминали статуи из первой серии «Властелина колец».

Через какое то время с байдарки идущей впереди нас что то закричали. О чем они кричат разобрать было невозможно, но потихоньку до нас начал доходить смысл, и мы услышали то, самое желанное для всех за последние три дня слово – Инзер!!!

Это был взрыв эмоций – все в один голос закричали Ура, и во время этого ликования никто не услышал, как Валера всем кричал, чтобы поймали зацепившуюся за ветку и свалившуюся у него с головы шапку (нарушение техники безопасности, должна быть каска). Валерина шапка вплыла в р Инзер параллельно катамарану.

После р. Сюрюньзюк р.Инзер показался нам разлившимся морем. Впервые за три дня находясь на воде можно было не грести, впервые за три дня можно было не бояться поворотов и растущих по берегам деревьев. Мы вышли на середину реки, сложили весла и так сплавлялись, наслаждаясь красотами возвышающихся по берегам скал.

Юные авантюристки из племени водных туристов Все самое трудное осталось позади, впереди же у нас была широкая как море река, праздник – 1 мая и Пасха.

По причине спадающего половодья, сухую стоянку рядом с берегом найти было проблематично. Наш выбор не оказался исключением, но поскольку уже темнело, и дальше идти было нецелесообразно в связи с недостатком остававшегося светлого времени, пришлось поднимать все рюкзаки и груз наверх. Наверху оказалось пустое ровное место, на высоком берегу реки, тут мы и устроили лагерь.

Настроение у всех было отличное, у костра сидели долго, Владимир Иванович в этот вечер спел под гитару чуть ли не весь репертуар В.С. Высоцкого. Встретили Пасху.

1 мая

Встали в 8-00. Пока умывались, завтракали и собирались, мимо нас прошло несколько туристических групп. Это были первые туристы, которых мы встретили на воде за эти четыре дня. Мы почувствовали причастность к бродяжьему племени туристов – водников, все приветствовали нас, мы приветствовали всех, кто проходил мимо.

Правый приток перед Сарыштой.Праздничный завтрак состоял из манной каши сваренной на сгущенке. Объеденье. Кстати, не помню почему, но праздничного обеда в этот день у нас не было, о нем просто никто не вспомнил, а с каши хватило сил дотянуть до ужина.

Собирались долго. В принципе в этот день никто особо не торопился. Поскольку мы наконец добрались до Инзера, Владимир Иванович разрешил всем расслабиться.

Отчалили около 11-00.

По планам надо было успеть добраться до Сарышты (шивера) и по возможности пересечь ее.

Река намного спокойнее, чем Сюрюньзяк. Значительно шире. Управлять катамараном можно спокойно и не торопясь.

И тут у нашего катамарана проявилось еще одно нехорошее свойство. Оказалось, плыть дольше чем полчаса на нем без остановок не получалось, поскольку воздух в одном из баллонов уходил, очевидно по причине приключений на Сюрюньзяке. Выходило так, что мы пол часа сплавлялись, потом 10 минут подкачивались. Так что плыть быстро все равно нашей группе не удавалось.

Дождя в этот день не было.

«И родина щедро поила меня березовым соком ...» Через каждые 500 метров по берегам встречались стоянки параллельных групп туристов.

Всех встречающихся на пути в этот день встречали словами «Христос воскрес» и «Мир! Труд! Май!».

Познакомились с двумя девчонками – учащимися колледжа (мы у них одолжили насос«лягушку»), так как свою потеряли при аварийной ситуации с катамараном. Они плыли вдвоем на маленькой резиновой лодке. Девчонки рассказали, что тоже сплавляются до шиверы Сарышта, сами они местные (из Уфы). Родителям сказали, что идут вместе с группой, а сами почти без снаряжения поехали вдвоем, в надежде, что кого-нибудь встретят по пути. В начале у них не было даже спас жилетов – их они взяли у какой-то другой параллельной группы. В общем, девицы довольно отчаянные.

До шиверы мы в этот день не дошли.

Вечером долго обсуждали предстоящий сплав через шиверу Сарышта, основное техническое препятствие р Большой Инзер. Укрепили каркас катамарана.

2 мая

Проснулись под стук дождя барабанящего по палатке. Завтракали под дождем. Правда, к тому времени, как собрались, он закончился.

К обеду подошли к Сарыште.

На большом Инзере есть водоплавающая дичь, охота с катамарана Начинается шивера с бурного притока, впадающего в р Инзер, дальше река проходит между скал.  На стоянке перед шиверой снова встретили тех двух девчонок и наших теперь уже давнишних знакомых, хозяев бани. Они сплавились для охоты на глухаря. С целью обеспечения безопасности экипажа маленькой лодки, девчонок посадили на катамаран, лодку привязали между гондол катамарана.

Подготовка к сплаву была серьезной, руководитель провел разведку, максимальная высота наблюдаемых валов была около 0,81 метра, к тому же была возможность свободного маневра и ухода от валов. Шивера достаточно прямая и легко просматривается с воды. Для байдарок валы - это достаточно серьезно, для катамарана несущественно. К тому времени вода уже пошла на спад. По большому счету удовольствие от сплава по Сарыште мы получили. На середине шиверы руководитель пристал к берегу и попрощался с гостеприимными хозяевами бани. Они остановились на стоянку в этих красивейших местах для охоты.

На какое-то время появлялось солнце, а потом опять скрывалось за облаками. Настроение было приподнятое, обескураживало одно, что мы не успевали сплавиться по «Айгиру» основному порогу Малого Инзера, как это планировалось в соответствии с заявленным маршрутом.

Автор отчета – летописец – А. ВасильевВообще, не считая Сарышты на Инзере кроме поворотов с прижимами и отбойными валами, других препятствий нет.

Идем по воде спокойно, любуемся природой, по берегам тянется вереница живописных скал.

Вообще, не считая Сарышты на Инзере кроме поворотов с прижимами и отбойными валами, других препятствий нет.

Идем по воде спокойно, любуемся природой, по берегам тянется вереница живописных скал.

Обеденную стоянку устроили на красивом месте – река здесь поворачивала направо, образовывая по правому берегу огромную поляну, с другого же берега нависали громадные скалы.

Попробовали набрать березового сока, из зарубки, сделанной до нас не ахти какими любителями природы, сок сочился, чуть ли не струей. Набрав соку, зарубку залепили глиной.

3 мая

Поменялись экипажами (Ирина и Дима пересели в байдарки, Владимир Иванович и Маша на катамаран).

Погода улучшилась, начало появляться солнце.

Продолжаются скалы по берегам и бурные повороты с прижимами.

Краткий отдых, совмещен с подкачкой катамарана Удивили горные козлы, которые паслись на самых вершинах скал, по всей видимости никогда от туда не спускались. Увидеть их очень сложно, снизу они выглядели как белые точки.

На 4 мая у нас были куплены билеты до Ульяновска, поэтому сегодня нужно было обязательно добраться до поселка Инзер.

Когда увидели большой поселок приняли его за Инзер, потом выяснилось, что на самом деле это поселок Усман - Гали. Здесь реку пересекает два автомобильных моста.

После небольшого обеда пошли дальше, после моста уже были видны строения поселка Инзер. По берегам тянулись лесозаготовительные сооружения.

Причалили перед железной дорогой. Кроме нас в этом месте причалили еще две группы. Это конечная точка маршрута, дальше река сливается с Малым Инзером.

Пока собирались опять пошел дождь.

Ирина с Татьяной ушли узнавать когда будет электричка до Уфы. Оказалось, что следующая только на следующий день рано утром. Решили остаться ночевать на берегу.

Часам к десяти вечера на тупиковую ветку железной дороги, которая располагалась рядом с нами зашел маневровый тепловоз. Владимир Иванович договорился с машинистом, чтобы наши вещи и снаряжение довезли до станции.

На станции весь вокзал был забит спящими туристами (Ст. Инзер служила перевалочным пунктом с Бол. Инзера на Малый, на порог Айгир.). Вокзал произвел сильное впечатление – туристы были везде – на лавках, на полу, на подоконниках, все спали, в дальнем углу на сухом горючем кто - то заваривал себе чай. Свободного места практически не было, пришлось ложиться прямо на рюкзаки.

4 мая

Утром погрузились в электричку. Ехали сначала вдоль Инзера, который здесь широкий и медленный. В вагоне кроме нас никого не было, успели немного поспать, потом на одной из остановок, на которой поезд стоял не больше двух минут, к нам в вагон «десантировалась» еще одна группа туристов человек 30, оставшуюся часть маршрута ехали с песнями под гитару.

В обед уже были в Уфе, до нашего поезда, оставалось часа четыре.

Уфа очень чистый город. Набережная возле памятника Салавату Юлаеву очень сильно напоминает нашу набережную Старый Венец и обелиск Славы в Ульяновске. В городе практически нет маршруток, основной вид транспорта – такси.

Половина нашей группы успела сходить в местную баню, помыться.

Наконец, загрузились в поезд, едем домой. Поезд приезжает в Ульяновск рано утром. Строим планы на следующий год. Все вспоминаем Сюрюньзяк. Все довольны, что попали туда. Но, думаю, вряд ли кто из нас захочет повторить этот маршрут, где нужно максимальное напряжение сил, максимум внимательности и достаточно тяжелый труд.