Отчет о прохождении горно-пешеходного маршрута II к.с. в районе Приэльбрусья СТК "Горизонт"

Нитка маршрута

Аул Карт-Джурт - дол. р. Све - пер. н/к - оз. Хорлакёль - дол. р.р. Чучхур, Чемарткол - пер.Балкбаши сев. (1А, 3553) - пер. Бурунташ ( н/к, 3086) - пер. Нарджал (1А, 3405) - р. Тохана - мин. источники - сев. склон в. Кызылкол- дол.р. Артыкчал - южн.скл.в.Тузлук - пер. Кояешик (н/к, 2532) – мин. ист. Джылысу – ледник Джикаугенкёз - пер. Джикаугенкёз (1Б, 3520) - дол. р. Субаши - пер. Субаши (1Б, 3719) - дол. р. Ирик - пер. Ирикчат (1Б, 3667) - Ачкерьякольский лавовый поток - сев. лед. поля в. Эльбрус (2А, 3900) – Северный Приют - плато Ирахиссырт - пер. Балкбаши (1А, 3689) - пер. Короткий (1А,3580) - ледник Битюктюбе - траверс Западного ребра в. Эльбрус от пер. Летчика Машкова (1А, 3496) до пер. Кольцевой (1А, 3447) - мин. источники в дол. реки Битюктюбе – река Уллухурзук - аул Хурзук.

Карта маршрута

Петрова Наталья Валерьевна - хронометрист
Юдин Дмитрий Александрович
Исламов Дамир Реальгарович

2 августа 2009 года группа туристов СТК «Горизонт» выехала из г. Ульяновска в Сызрань, чтобы сесть там на поезд до Невинномысска. 4 августа на станции Невинномысск мы уже грузились в Газель до аула Карт-Джурт в Карачаево-Черкесии. И в 17 часов, у мостика через горную речку Све, впадающую в р. Кубань, начался наш маршрут.

Вера Максимова,Данил Балакин, Ольга Балакина, Юля Балакина, Дима Юдин, Юра Буколов, Саша Новгородцева, Кирилл Нестеров, Наташа Петрова, Иван Куянов, Дамир Исламов. Снимает Василий Павлович Сапрыкин.

В этот день мы прошли всего 4 км вдоль русла реки Све, уходящей в горы. Давили на плечи рюкзаки со стартовым весом под 30 кг, тяжело ступали ноги, непривычные к горным тропам. Туристов в этом году Кавказ встречал дождями, поднявшимися реками и зарослями травы. Реку Све нам пришлось переходить трижды в первый же день, прыгая по камням и бревнам. Привал устроили на полянке у лесовозной дороги, на краю соснового леса.

Первый день нашего маршрута начался веселее. Остаток дороги мы прошли быстро и, в месте, где дорога ушла влево и вниз, мы начали подъём по лесистому склону на отрог хребта. Крутизна склона достигла 65 градусов, ноги утопали во влажном мху, мы лезли, цепляясь ледорубами за рыхлую почву. Набрав около 300 метров высоты, мы вышли из леса на альпийские луга. Пройдя по живописной широкой седловине, мы подошли к взлету перевала н/к на хребте Эльбаши. Здесь уже альпийские луга соседствовали со скалами, кое-где в трещинах уже можно было найти снег и лёд.

Подъём по склону в р-не хр.Эльбаши. На снимке - Юрий БуколовПодъём на перевал по травянистому склону добавил нам ещё 500 метров высоты. Такой же травянистый склон хребта мы траверсировали, выходя на дорогу к озеру. Наверху, на высоте 2500, нас встретила плотная облачность.

С хребта мы спустились в кулуаре высохшего ручья по мелкой осыпи и вышли прямо на дорогу. Дальше дело пошло бодрее и, спустившись через лесок, мы вышли к горной жемчужине – озеру Хорлакёль (2045 м).

Здесь, на берегу озера, мы поставили четыре наших палатки, а вечером разожгли весёлый костерок. Вода в озере – прохладная, но искупаться можно.

Утро второго дня встретило нас туманом, накрывшим зеркало озера. Наш путь лежал через широкое пастбище и по проезжей дороге вниз, к лесопилке, у слияния рек Чучхур и Эльмезтебе. Сбросив 500 метров высоты, мы вышли в долину реки, чтобы увидеть, что мост через Чучхур снесён, а лесопилка - не действует.

Человек, живущий здесь, подробно объяснил нам дорогу вверх по реке, которой мы и воспользовались. Дорога начиналась на другом берегу. Ниже упавшего моста тот же человек показал нам место, подходящее для переправы.

Течение горной реки здесь быстрое, ледниковая вода – холодная. Но глубина – по колено. По каменистому дну мы переходили реку вброд стенками по четверо. День был жаркий и, отжав носки и штаны, мы пошли по дороге по правому берегу реки Чучхур.

Переправа через р.ЧучхурДорога постепенно поднималась вверх по склону долины, оставляя реку греметь внизу, а потом резко повернула и серпантином вгрызлась в склон. Наверху склона у нас был обед, и там же мы заметили заброшенный кош, к которому ведёт эта дорога. Поворот в сторону верховьев реки зарос высокой травой, и мы с ходу проскочили мимо. Только дав крюка к кошу и поднявшись повыше, мы, наконец, заметили тропку, уходящую в сторону от дороги.

Тропка эта повела нас по верху долины реки, через лес и через боковые долины, соединяющиеся с долиной реки Чучхур. Ближе к вечеру, тропа потерялась, мы снова спустились к реке через заросли крапивы и татарника. Здесь нам пришлось несладко – дорога уперлась в скальный прижим, обойти который не удалось. На скалу высотой в метров 10 пришлось подниматься свободным лазанием с помощью ледоруба. Командная веревка была в рюкзаках у первых залезших, которые поставили перила.

Первый технически сложный участок группа прошла, но совершенно выбилась из сил. Бивак разбивали уже при свете фонарей, выбрав место у реки сразу после спуска со скалы.

Минеральный источник на склоне долины р. ЧемартколНа каменной полке у реки было холодно и сыро. Утренние лучи солнца добрались до нашего лагеря, только когда мы уже собирали палатки. Немного выше по реке мы встретили группу москвичей. О дороге по верху долины они не знали, и за предыдущий день им пришлось переправляться через Чучхур раз шесть.

Через час пути мы вышли на заброшенную дорогу времен войны и прошли мимо развалин малой ГЭС, полуразрушенные корпуса которой стоят на обоих берегах реки, а в воде можно заметить остатки плотины. Ещё через час ходьбы, пройдя слияние рек Чучхур и Чемарткол, мы подошли к нарзанному источнику на склоне долины.

Этот достаточно крупный источник отмечен на карте, на местности его легко заметить по рыжему треугольнику осадочных отложений на склоне. На вершине треугольника – труба, из которой льётся самый настоящий нарзан. На крючке – кружка для усталого путника. Вода насыщена газами, пузырьки которых оседают на стенках наших кружек. Погода была отличной, и мы задержались здесь минут на двадцать.

Выше по течению долина реки стала сужаться, стены ущелья нависли над водой. Все чаще стали попадаться прижимы, мы обходили по камням под стенкой или по верху. Где-то на берегу реки и был разбит наш бивак.

На седловине перевала Балкбаши Северный (1А, 3553). Отдыхаем, пока идет заброска.Зеленая зона осталась позади. Теперь мы шли по долине р. Чемарткол по крупнокаменистой осыпи, неоднократно переходя русло реки по камням. Отвесные стены ущелья и опасность падения камней заставили нас надеть каски. Высота подходила к отметке 3000.

К обеду мы подошли под взлет перевала Балкбаши Северный (1А*), с которого началась собственно горная часть нашего маршрута. Погода в этот день дала нам только спокойно пообедать, и как только мы пошли на перевал, из пройденной нами долины выполз туман и пошёл снег.

Больше двух часов длился подъём на высоту 3553 метра по крутой крупнокаменистой осыпи. Наверху нас встретил холодный ветер, отогнавший снег, тур на перевале мы по такой погоде не нашли и сложили свой.

Перевалив через хребет, мы оставили заброску на 4 дня в углублении под скалой, заложив её камнями. Идти стало легче, хотя по такой погоде мы этого сразу не почувствовали. Дальше был спуск в долину р. Кызылкол, в зелёную ложбинку, где кроме нас уже стояли группы из Москвы и Миасса. Поднявшийся ночью сильный ветер сдувал плохо закреплённые накидки с рюкзаков и трепал палатки.

На пятый день маршрута мы, наконец, увидели вблизи Западную вершину горы Эльбрус. Но пошли мы в другую сторону, на спуск на седловину перевала Бурунташ (н/к, 3086). На перевале ездесущий туман скрыл от нас соседнюю долину, а потом накрыл и саму седловину.

Вид заброшенных шахт на склоне долины р. Тохана в туманную погодуТур на перевале находится на огромном валуне, лежащем на седловине и давшем название перевалу. С седловины Бурунташа мы начали подъём на перевал Нарджал (1А, 3405) по его мелкоосыпному склону. Долина реки Тохана была закрыта плотным туманом, в который мы погрузились, начав спуск с перевала.

Где-то внизу нас ждала дорога, к которой мы спкскались почти вслепую под плеск невидимого ручья. Вдруг из мглы показалась постройка – вход в заброшенную шахту, из устья которой течёт ручей. На этом склоне их расположено немало, но мы в таком тумане нашли только одну.

Вскоре нашлась дорога, которая вывела нас к ручью Голубому. Туман к этому времени рассеялся, но пошёл мелкий дождь. В таком невесёлом настроении мы подошли к интересному памятнику природы – минеральному источнику на склоне долины р. Тохана. Целый склон горы образован осадочным конусом этого мощного источника, к родникам которого мы поднимались по оранжево-коричневой корке отложений. Наверху бьют сразу несколько ключей, бурля пузырями. Рядом – ямы от пересохших устьев.

Висячий мост через р. КызылколСырая погода не дала нам как следует порадоваться этому минеральному источнику в полной мере – мы и так промокли до нитки. Здесь мы устроили обед, взяв воду из протекающего рядом пресного ручья. На вторую половину дня был запланирован обход в. Кызылкол и выход к истокам р. Артыкчал.

Но перевалить через хребет между вершинами Кызылкол и 2997 нам помешал сгустившийся туман. Мы могли двигаться только на восток по северному склону этого хребта, удаляясь от истоков Артыкчала. На северном склоне вершины 2997 мы разбили бивак.

Утром пришлось развернуть карту, чтобы сориентироваться. Нам нужно было наверстать время и выйти к р. Артыкчал. Василий Павлович дал команду выходить из лагеря по готовности, и группа потянулась один за другим через близлежащий гребень в сторону реки.

Растянувшись по склону, мы потеряли друг друга из виду и к реке вышли тремя группами в разных местах. Ориентиром нам служила четкая пирамидальная вершина горы Тузлук на противоположном берегу реки. Под склоном этой горы видна дорога, на которую мы все и выходили.

Долина реки Кызылкол – живописнейшее место для отдыха.Собравшись и обменявшись впечатлениями, мы продолжили наш путь по дороге в сторону перевала Кояэшик (н/к, 2532). Дорога идёт по направлению к хребту Черные Скалы, другое название – Ташлысырт, и на дороге нам попадались угольно-черные камешки, похожие на обсидиан, из которых и сложен этот горный массив.

На перевале мы вышли на проезжую дорогу из Кисловодска в долину реки Кызылкол, по которой дошли до базы МЧС около Серебряного источника. Через реку переброшен подвесной мост. Метрах в ста от Серебряного источника и был разбит наш лагерь.Водопад Султан на р.Кызылкол11 августа был устроен день отдыха.

За прошедшие дни группа устала от непрерывных дождей, нехарактерных для этого времени года. Кроме того, Наташа Петрова вынуждена была с утра отправиться для лечения зуба в Кисловодск в сопровождении Димы Юдина. Ясная погода, установившаяся с ночи, открыла «окно» для восходителей на вершины Эльбруса, черные точки на белом снегу хорошо заметны в подзорную трубу.

В этот день мы посетили минеральные источники Джылы-Су (КБР), Долину Замков и палаточный городок вблизи него, сфотографировались на фоне водопада Султан, перешли реку по Чертову Мосту, побывали на базе МЧС и в альплагере «Лакколит». Ванна на источниках осталась только одна, остальные разрушены селем, мост через реку повреждён.

Ещё из достопримечательностей можно упомянуть немецкий аэродром, в получасе ходьбы из долины.Пик Калицкого на ледовом плато Джикаугенкёз.Седьмой день маршрута для нашей группы стал переломным. За предыдущие дни похода каждый имел возможность оценить свои силы и желание продолжить поход. На маршрут в этот день вышли семеро: В.П.Сапрыкин, Вера Максимова, Дамир Исламов, Ольга Балакина, Данил Балакин, Юля Балакина и Иван Куянов. Остальные члены группы должны была дождаться возвращения Петровой и Юдина из Кисловодска и выходить самостоятельно на перевал Балкбаши.

Перейдя реку Бирджалы, мы начали подъём к леднику Джикаугенкёз. Вскоре пошёл обильный снег, под которым нам пришлось готовить обед. Во второй половине дня солнце ненадолго выглянуло из-за туч, превратив белые ландшафты в сверкающие равнины и заставив нас надеть защитные очки. На горном озере, которое мы прошли чуть позже, стоит лагерь группы гляциологов, ведущих наблюдение за ледниками Приэльбрусья. Вскоре мы вышли на ледовое плато Джикаугенкёз.

Мой перевал СубашиДвижение по закрытому леднику возглавил Данил Балакин, прокладывая дорогу среди трещин, засыпанных свежим снегом. Около двух часов мы шли след в след в одной связке под сенью одинокого пика Калицкого. Погода портилась с каждым часом, и под перевалом Джикаугенкёз (1Б, 3520) мы не стали задерживаться.

Подъём на перевал в тумане по колено в снегу был утомителен, берг ледника, забитый снегом, прошли с ходу. Седловина перевала встретила нас ледяным ветром, нас не порадовал даже пайковый шоколад. В долину р. Субаши мы съехали по крутому снежному склону.

Внизу нас ожидали неприятные сюрпризы: замерзший ручей, минусовая температура, палатка, оставшаяся без каркаса. Ночевать пришлось по-экстремальному, всемером в одной трехместной палатке, ужинать – перекусом.

Утром термометр зафиксировал температуру минус 10 градусов. Воду для завтрака у ручья отбили ледорубом. Но через три часа после подъёма лучи солнца осветили нашу стоянку и стало по-настоящему жарко. К сожалению, боевой дух группы был окончательно подорван, и пятеро ульяновцев направились обратно, в базовый лагерь у Серебряного Источника. Дамир Исламов и Василий Павлович Сапрыкин продолжили следование по маршруту.

Памятный знак на перевале Балкбаши.Погода в этот день была как никогда благоприятной, перевалы Субаши (1Б, 3719) и Ирикчат (1Б, 3667) удалось преодолеть практически с ходу. Толстый слой снега, выпавшего накануне, слегка подтаял и прочно скрепил осыпные склоны. В этот день ходилось особенно хорошо, на снегу были видны чьи-то свежие следы, а на Ирикчате с утра до нас побывало минимум две группы.

Великолепный вид открылся с седловины перевала Ирикчат: восточная вершина Эльбруса, Ачкерьякольский лавовый поток, внизу ледовое плато Джикаугенкёз и пик Калицкого и прямо перед нами – Рыжий бугор. Дальше наша дорога лежала по ледовому полю мимо подножья Эльбруса. По закрытому леднику двигались в связке, попеременно страхуя друг друга, перепрыгивая мелкие трещины, забитые снегом. Здесь же прошли наивысшую точку маршрута – 3900 метров.

К вечеру показалась морена ледника Кынчырсырт, но путь к ней внезапно преградил ледовый лабиринт. Трещины шириной по 3-4 метра открывались повсюду. Около 40 минут мы искали проход, перебираясь через трещины вперед и возвращаясь. Наконец, взяв слегка выше, удалось обойти разорванный участок ледника и ступить на надёжные камни морены.

Девятый день нашего похода оказался не отмечен особыми спортивными подвигами. Погода была снова ясной, свежие следы, оставленные на рассвете, вели на вершину Эльбруса. По плану нашего маршрута предполагались подъём на скалы Ленца (4800), под которыми мы как раз и стояли, пробная акклиматизация для участников похода 2 к.с. и восхождение, для тех, кто собирался пройти маршрут 3 к.с. Но, поскольку все три участника «тройки» остались внизу, вместе с большей частью группы и без руководителя, Василий Павлович свернул с намеченного пути (выход на перевал Балкбаши по верху) и вернулся вниз. Жаль, наши кошки так и остались в чехлах.

Теперь наш путь лежал через Северный приют, где мы встретили Алексея Матвеева, ныне живущего в Москве, узнали новости о строительстве купола на седловине, осмотрели сам Северный Приют. Вниз от приюта ведёт набитая тропа, по которой мы к середине дня спустились в лагерь на Серебряном источнике. До вечера я успел ещё разок сбегать искупаться на теплые минеральные источники.

Панорама Северного Приюта. На заднем фоне - хребет Ташлысырт (Черные Скалы)

Наше возвращение домой началось следующим утром. Из урочища Ирахиссырт на перевал Балкбаши можно пройти либо по дороге, под перевалом Бурунташ и далее по хребту, либо напрямую по верху, по языкам ледников и моренам. Большинство группы предпочло вариант попроще.

Иван Куянов, Кирилл НестеровСложность представляла только переправа через бурный Кызылкол, который удалось перейти только в районе перевала Бурунташ.

Подъём на хребет по крупнокаменистой осыпи не составил особого труда, только вездесущий туман осложнил траверс хребта. По пути сняли нашу заброску, хотя продуктов у нас и так оставалось немало.

На хребте мы нашли один за другим три(!) тура с записками о прохождении перевала Балкбаши Северный, включая поставленный нами. Ещё две седловины остались непомеченными. Где-то на подходе к перевалу Балкбаши (1А, 3689) мы нашли памятник защитникам Кавказа – гранату.

За перевалом нас встретили несколько подготовленных мест под палатки и озерцо. До заката оставалось ещё немного времени, и мы с восторгом наблюдали, как в молочном тумане вдруг открываются окна в дивные сады из розовых и золотых облаков, подсвеченных заходящим солнцем. К ночи рассеялся туман, и нам открылся звездный небосклон, лишь только звезд не знали мы названий.

Клубный флаг в воротах на хребте около перевала Летчика МашковаУтром мы опять встали перед выбором: продолжить маршрут на перевал Летчика Машкова и далее на хребет Кольцевой или сразу вниз, в долину реки Битюктебе, на минеральные источники. 10 человек ушли группой вниз. Василий Сапрыкин и Дамир Исламов пошли через перевал Короткий в верховья долины Битюктебе. Местность внизу долины сильно пересечена и наиболее оптимальный путь на перевал Летчика Машкова проходит по склону долины.

На одном из боковых хребтов необходимо пройти через небольшой перевал, названный нами Коротким. Дальше мы постепенно спустились в долину, петляя между огромными валунами, глубокими канавами, в одном месте пересекли язык ледника, подтаявший и очень скользкий, постепенно приближаясь к склону хребта Кольцевого.

От перевала Пастухова на склоне начинается осыпной обрыв, а далее склон прорезает сеть мелких кулуаров, заполненных снегом и хорошо видимых на темном склоне. Вот к этим кулуарам и лежал наш путь. Подъём по снежным желобам на мелкоосыпной склон занял около часа. На верху склона надо найти проход в скалах – и мы на хребте.

Опять сгустился туман, в котором временами был слышен рокот вертолета. Вспоминая судьбу экипажа под командованием Машкова, становилось как-то не по себе. Но оглядевшись вокруг, мы забыли про все страхи. Пейзаж на хребте выглядит как неземной. Прямо на краю седловины, над обрывом возвышаются два больших останца, образующих таинственные ворота.

Сама седловина покрыта мелкими желтоватыми хлопьями пемзы, напоминающими опилки, а черные полосы на дюнах нарисованы лавовой пылью. Черные и гладкие вулканические бомбы, усыпавшие седловину, издали напоминают лежку тюленей. На седловине течёт ручей, впадающий дальше в озерцо, которого мы в сгустившемся тумане так не увидели.

Точное расположение перевала Летчика Машкова нам было неизвестно, и проходившая мимо группа туристов тоже не смогла в этом помочь. Туман всё сгущался, вдобавок оказалось, что примус наш неисправен, и пересидеть непогоду нам не удастся. По остаткам видимости мы начали спуск к своей группе, в долину реки Битюктебе.

Крупноосыпной склон хребта Кольцевого перешёл в травянистый, спускаясь к реке, и к вечеру мы оказались на лужайке на берегу реки, где уже стояли наши палатки.

Минеральная ванна в Джылы-Суу (КЧР)На фоне ясного неба следующим утром мы увидели целиком весь хребет Кольцевой, который был намечен к прохождению на прошлый и нынешний дни, но возвращаться и подниматься на него радиалкой уже не хотелось.

День был целиком посвящён отдыху на минеральных источниках Джылы-Суу (КЧР). Здесь оборудована крытая ванна, есть кош, поставляющий туристам молоко, гостиница, стоят палатки и машины туристов, приезжающих полечиться и погулять по окрестным горам (одну такую группу мы встретили накануне на хребте).

Наша группа посетила купальню, отдыхая и смывая в пузырящейся минеральной воде накопившуюся усталость. К вечеру нам удалось разнообразить свой довольно однообразный рацион куском свежего сыра, купленного в коше, и свежим хлебом, которым нас угостили в гостинице. Местный быт который год держится на плечах старейшины Казбека-ака. Дорога к дому вела нас весь следующий день по долине реки Уллухурзук, куда впадает Битюктебе. Автодорога к курорту поддерживается в хорошем состоянии, через бурную реку переброшено около десяти мостов.

Целый котелок компота в награду за все наши труды!Из зоны альпийских лугов мы постепенно вернулись в лес. К обеду мы были уже в устье реки Еникол, нашей Банной речки. Вода в ней не такая холодная и в этом месте уже можно купаться.

Наш лагерь расположился в заброшенном саду, где в лучшие по погоде годы можно полакомиться барбарисом, алычой, крыжовником и яблоками, а в этом году поспела только земляника.

Погода нас снова не баловала, и под вечер даже прошел град. До Хурзука отсюда – минут сорок ходу, и ребята успели сбегать в магазинчик. Утром следующего дня половина группы ушла через Хурзук на поезд и поехала отдыхать на море, а остальные провели на Ениколе ещё один день, отмываясь и отстирываясь от походной грязи.

Утро последнего дня маршрута началось в 4:00, а в 5:15 мы уже шли при свете фонарей по дороге к аулу Хурзук. Шестичасовой автобус приехал в 6:40 и мы поехали вниз по долине Кубани, мимо Учкулана, Карт-Джурта, под магнитофонную кассету карачаевской музыки.

В Карачаевске пересели на рейсовый автобус до Черкесска, а там – тоже на рейсовый до Невинномысска. В Невинку приехали около 3 часов дня и до 11 вечера, когда отправлялся наш поезд, успели походить по этому небольшому южному городу. Арбузы, яблоки, ежевика, йогурты – всё шло на ура после 15 дней скудной походной кухни.

В Ульяновск вернулись 22 августа 2009 снова через Сызрань.