Чайники на Чае или Кругом тайга, одна тайга, и мы посередине

Август 2010

Фотографии и статья водного похода IV кс по реке Чая Сибирь.
Участвовало 2 катамарана: 4-ка и 2-ка. Участников: 7 человек. Время: с 7 августа по 2 сентября 2010 г. руководитель- Хрисанов Олег Юрьевич. Был на реке Чая в 2004 г. участником. Сплав был на плотах.
Количество дней сплава - 16 дн. (12 ходовых и 4 дневки, из них 2 на стапель.).

Организаторами и вдохновителями сплава на катамаранов по реке Чая стали Хрисанов Олег и несменный адмирал Александр Григорьев, а так же Михаил Табеев. В группу с энтузиазмом присоединились: активистка Дарья Храмкова, новичок в туризме Аня Тимофеева, балагур Алексей Ермилин, неунывающий Андрей Гаврилов.

К такому сложному походу начали готовиться за долго до намеченной даты. Встречались с опытными туристами, обсуждали детали похода и в итоге: разметили маршрут на карте, определились в необходимости каждого снаряжения, рассчитали походные дни, наметили места стоянок, составили меню на каждый день и тд. Кропотливая, но нужная работа продолжалась до самого дня отъезда.

Опять рюкзак на плечи взгромоздя,
Идем туда, где синяя вода,
Где под ногами топкая тропа,
И на тропе не видно ни следа.

Опять пороги, синие дороги,
Смутные тревоги: «Что там впереди? »
А разговоры, споры и раздоры,
Суета и ссоры где - то позади.

Игорь Истомин

Зимой на собрании турклуба Горизонт решались вопросы по походам на весну и лето. Дискуссии обсуждения были горячими, азартными, сыпались разные предложения туристы-в основном любители активного а иногда и экстремального отдыха «горели» идеями. Решение было принято: весной поход-сплав по Зилиму (Южный Урал, Башкирия), а летом организовать два похода: один поход, с руководителем Сидоренко Валерий Михайлович, по реке Охта в Калерию на байдарках, а другой в Сибирь, на сплав катамаранов по реке Чая.

И вот группа туристов, а по простому «чайников», так как большинство ни разу не ходили в такие сложные походы, ждет транспорт, с набитыми только самым необходимыми вещами рюкзаками, но выглядящими устрашающе большими и не приподъемными, особенно для провожающих экстрималов- туристов друзей и родных, а также дополнительно мешки с катамаранами и палатками. Все в предвкушении этого путешествия: легкое возбуждение, мандраж. Что ждет тебя турист?

Приключения. Ведь будет Байкал, тайга, сплав.

В «Газель» загружались весело, шумно с шутками и прибаутками, но в тоже время спокойно, степенно. Наконец вещи разместили и мы, группа туристов «чайников» , как уже заведено с фотогравировались вместе с провожающими нас людьми в еще родном городе. Теперь фотографии будут, но уже далеко от наших мест.

Поезд в Сибирь отходил от железнодорожного вокзала города Казани в 02.19 ночи поэтому, приехав пораньше мы решили начать свое путешествие с знакомства с г. Казань. Посмотрев Казанский Кремль, прогуливаясь по местному Арбату и глядя на фейерверк каждый думал о своем. После прогулки по городу туристы вернулись на вокзал.

Полтора часа, что мы провели на вокзале кто-то из нашей группы спал, кто-то просто сидел и смотрел на часы, но были и такие кто исходил вокзал вдоль и поперек. Наконец время подошло, подошел и поезд и началась беготня с вещами в поисках своего вагона. Вагон нашли, но даже здесь не обошлось, без приключений. В полной суматохе чуть не оставили сумку с продуктами на вокзале.

Положив сумки и рюкзаки по полкам, разобравшись с местами, все легли спать, и с этого началось наше четырех дневное путешествие в поезде.

Вагон где мы ехали был интересный в полном понимании этого слова. Единственный вагон из всего поезда, где имелся кондиционер. В вагоне попались интересные люди. Группа опытных туристов из Питера, где самому младшему было 57 лет, а старшему 69. В их планах был тоже сплав на Чаю, что нас обрадовала. Значит на реке будем не только мы одни.

Замечательные люди из Новосибирска и Москвы. Бамовские старожилы, жители поселка Чара, ехавшие со своей родины Украины.

Вечер, после знакомства с питерскими туристами, закончился общим концертом, который дали обе группы туристов. Слушал весь вагон.

Так и ехали по Уралу, Сибири. Кто-то смотрел в окно и считал километры, кто-то танцевал и веселил других, но даже и они иногда вступали в разговор о предстоящем походе, вспоминали прошлое. В населенных пунктах которые мы проезжали местные жители ходили в куртках и брюках, а группа туристов из г. Димитровграда, то есть мы, ходили в майках и шортах, видимо на нас действовала еще жара.

Было всякое: утро в Красноярске с горячем кофе на вокзале, свежее молоко и булочка на завтрак в Омске, пельмени в Новосибирске и пробежка к поезду, иначе бы остались на вокзале.

11 августа поездка на поезде закончилась в г. Северобайкальске. Поезд остановился, рюкзаки на перроне и не забыв попрощаться с проводниками, которые оказались просто замечательными и прощали нам все наши шалости, мы стройными рядами двинулись в сторону такси. Загрузив вещи в машину, мы поехали в гостиницу, где нам предстояло провести ночь, там мы переоделись , кое-кто успел принять душ, и пошли гулять по городу, естественно с заходом на оз.Байкал.

В это день у нас было еще одно важное событие, у одного из членов нашей команды было день рождения, и мы решили что будем отмечать его на оз.Байкал.

По пути нашего следования на Байкал, мы осматривали город, который оказался по уютному домашним, также зашли в Позню и попробовали местную кухню, так называемые Бурятские позы (пельмени-манты). Было очень вкусно.

Перед тем как идти к воде, мы зашли на рынок и купили рыбу, копченного омуля и хариуса, ну без этого ни как нельзя. Дойдя до воды, незамедлительно одев купальные костюмы, пошли купаться. Вода с непривычки показалась прохладной, и не которые из нас вышли на берег едва окунулись, а кто-то плескался как рыба и не хотел вылезать. Потом просто все вместе погуляли по берегу, поискали необычные камни, а также покидали камни в воду. И приступили наконец-то к поздравлениям, был подарен подарок и сказано очень много добрых и милых слов.

Ближе к вечеру по пути возвращения в гостиницу, мы зашли в магазин и купили сладость к чаю. Когда пришли в гостиницу сразу была организованна очередь в душ и очередь на приготовление ужина, причем ужин получился исконно туристическим, гречка с тушенкой и сало, на десерт чай и пирожные и обязательные песни, правда не у костра.

День проведенный на Байкале всем запомнился по разному. У кого-то исполнилась мечта и очень понравилось прозрачное дно, кто-то ощущал себя что находится рядом с сердцем Сибири, кому-то понравились горы окутанные легкой дымкой, а кому-то понравилось все.

Все были под большим впечатлением и остались очень довольны увиденным. Вечер и пол ночи наша команда занималась укладкой и упаковкой вещей, было очень весело, так как постоянно что-то теряли, то вещи, то скотч, то пакеты. Вроде бы все уложив мы наконец-то легли спать.

Утром 12 августа приехал Камаз. Загрузив вещи и команду в кузов, а руководителя как и положено в кабину, мы двинулись в путь. Все приключения в машине начались когда мы выехали на горную дорогу, вот мнения всех:
Олег – ужасно – красивая дорога.
Аня – укачивало, но это не мешало спать и грызть орешки.
Миша – получил хороший массаж.
Саша – самые прекрасные, вспомнил военную юность.
Андрей – впечетлился бродами, сопками, очень понравился вид в бинокль, который открывался с крыши КамАЗа.
Алексей – великолепно, красивые горы, обидно что не дали порулить.
Дарья – разнообразие ягод по ходу езды, переезды рек, все было супер.

После брода через речку Холодная мы остановились и сходили за лиственницей, будущей рамы для катамаранов, а женская половина пошла собирать ягоды на вечерний компот. После того как заготовки для рамы была погружены, мы снова двинулись в путь по горной дороге.

Ехали весь день, а ближе к вечеру немного устав от тряски, мы увидели хозяйство Улуки. Мы с ними не только пообщались, но и купили у них на вечер мяса северного оленя. Проехав от тунгусов ещё 5 километров, машина остановилась на берегу реки Чая и началась разгрузка. Ну вот и эта поездка закончилась.

Вечером часть мяса мы пустили на бухлёр (похлебка), а часть мяса пожарили. Ужин был восхитительный, очень вкусно. Потом был компот из заранее собранных ягод (брусники и голубики) и укладка на ночлег.

Утром была хмурая погода, но не очень обращая внимания на погоду, мы занялись очень важным делом – сборкой катамаранов. Сначала обдирали кору с лиственницы, которые шли на раму, было прикольно и даже мошка почти не мешала, работе.

После обеда когда вся кора была снята, девушки отправились на промысел по добыче ягод, и весьма успешно, чем сборка катамаранов, но в этом нет ни чьей вины, так как собирали первый раз. Но все когда-то заканчивается и у нас на ура был собран первый катамаран, второй решили дособирать на следующий день. Ближе к вечеру прибыла команда из Питера, быстро поужинав они легли спать, а мы в отличии от них пели песни и обсуждали планы на завтра.

На следующее утро подъем был в семь и чтобы не расслаблялись, готовим завтрак. Часть команды осталась доделывать катамаран, остальные решили дойти до поселка Чая. Идти примерно 6 километров и чтобы идти было веселей, мы пели песни и собирали грибы на ужин. Шли любуясь природой, лесами и горами. Обнаружили медвежьи следы.

До самого поселка дойти не получилось, так как был очень глубокий брод через реку, но впечатлений осталось море. На обратном пути к лагерю, занялись поисками оленьих рогов, причем очень удивились обнаружив рога на деревьях.

Этот день нам еще запомнился днем рождением, мы приготовили очень вкусный торт, подарили подарок, и пожелала имениннику всего хорошего. На ужин приготовили грибы, они получились очень вкусными, но кое кому не очень понравились, и они пообещали наловить много рыбы.

Утром 15 августа начало сплава по реке Чая. Река берёт начало на склонах Верхнеангарского хребта, течёт большей частью по Северо-Байкальскому нагорью на северо-запад. Длина самой реки от истоков около 350 км. Нам надо было пройти 315 км. Так как в начале сплава река имела спокойный участок, сплошной плес, то у нас был день для того чтобы экипажи отрабатывали команды, срабатывались.

Река Чая имеет четыре участка интересные для спортивного сплава: Верхнечайский каскад, пороги Каньона, Чайские пороги и Дранский каскад. Самые интересные пороги– это пороги в Каньоне: Черный зуб, Петля, Водопадный, Стенка, Жандарм. Всего количество порогов в Каньоне около 7. Но и другие пороги на реке имели свои преимущества: Зеркальный, Зиг-зуг, Труба, Слепой, Сторожевой, Спящие бегемоты.

В группе больше половины не имели катамаранного опыта и тем более такого типа похода, то к походу нужно было отнестись по серьезному, а так как мы люди серьезные и к походу отнеслись также, то спасательные жилеты и каски не снимали до конца. Очень захватывает вода, и чувства смешанные когда, тебя несет на скалу, но в последний момент, всеобщими усилиями, и с помощью воды, мы уворачиваемся, от скалы. Очень интересно было наблюдать и с берега за прохождением порогов, но лучше самому участвовать.

С утра поставив катамараны на воду мы начали упаковывать рюкзаки на катамаран. Это длилось около 2 часов. Ну очень долго, но зато потом паковка рюкзаков занимала всего 30 минут, научились.

Первое препятствие, это Каменный цветок или Сад камней. Это бывшая наледь, на которой образовалась широкая шивера. Река забита камнями, длина около 3 км, шириной около 150 м. Чая встретила нас малой водой и мы тащили катамараны на себе. 200 м. на себе, потом 10 м. на катамаране и так 3 часа.

Первая ночевка на сплаве: это усталость и первая пойманная рыба. Но река приготовила нам ещё много всего.

Прохождение Каньона запомнилось постоянным дождем, сыростью, а так же порогами. Перед каждым порогом мы останавливались, осматривались, обговаривали действия экипажей, ставили страховку. Длина Каньона всего 5 км., но мы прошли его за 3 дня.

После прохождения сделали дневку и тут река показала свое богатство. Мы встали на улове, разместили палатки, поставили тент, развели костер. Стали сушится и рыбачить. И тут пошла рыба, хариус. Вся наша команда, кроме Ани, занялась рыбалкой, а ей огромное спасибо, за то что она всю пойманную рыбу чистила. Рыба была жареная, в фольге, делали уху и сделали даже запеканку из рыбы. Было просто объеденье. Ребята прошлись вдоль реки и принесли ещё пойманную рыбу. Они поймали хариусов и одного ленка, но он тянул на 2 кг., заняв после весь противень.

Тайга тоже не осталась к нам равнодушной, хотя она и испытывала нас дождем, большой влажность, холодом, дала столько ягод, а это брусника, голубика, черника, шикша, смородина черная и красная, жимолость, шиповник, малина, что от такого обилия глаза разбегались. Наши девушки делали из ягод кисель и варенье.

А потом был сюрприз, четыре дня очень хорошей погоды. Ясное небо, теплая погода, даже жаркая. Продолжав дальше сплав мы остановились у зимовья. И тут Баня. Как прекрасно попарившись, добежать до речки и окунутся в неё, главное хорошо держаться за веревку, чтоб течением не унесло, а потом опять залезь на полог и парится чудным березовым веником. После бани, сидя у костра пить таежный, пахнувший травами, чай и вспоминать мгновенья сплава по каньону. Но мы не ожидали, что потом ещё два раза подряд будут бани.

Во время сплава наша группа познакомились с замечательными ребятами с г.Новокузнецк. С ними была общая дневка, время провели здорово, пообщались. У них оказался очень большой опыт водных походов. Также они поделились рецептами туристической кухни, оказывается рыбьи потрошки можно жарить, получается просто пальчики оближешь, мы в свою очередь поделились с ними рецептом рыбной запеканки приготовленной на костре. Был чудесный вечер, когда мы собравшись вместе, пели песни всю ночь, и не разошлись даже когда встало солнце.

После нескольких хороших дней сплава, погода опять испортилась. Пошли дожди, стало опять сильно влажно и мокро. Нам оставалось пройти только Чайские пороги и Дранские пороги. Здесь уже стали появляться люди, попадаться большое количество зимовье на берегу. Река стала спокойнее и шире до самого впаденья в реку Лена.

Этот поход был богат ещё и на именинников. В последний день перед выходом на Лену мы отпраздновали еще один день рождения с обязательным тортом из печенья и сгущенки. И был сюрприз, это подарки, которые шли вместе с нами, и именинник был не сказано рад подаркам. Но это было не все. Вечером всей компанией пекли блины. Как хороши они получились. Вечер прошел в отличном настроении, так как был день рождения и на завтра мы выходили уже к людям.

Все хорошее имеет свойство заканчивается, и наш поход не исключение. В конце августа, 27 числа мы вышли на р.Лена к базе «Путейский 131», капитан которого остановил для нас судно на подводных крыльях «Полесье», это такой вид транспорта, который заменяет автобус на реке Лена. На «Полесье» ехали восемь часов, в дороге показывали фильмы, хотя кто-то из нашей команды умудрялся спать, но и это путешествие закончилось, и примерно в 19.00 мы прибыли в г.Усть-Кут, где не замедлительно пошли за билетами на железнодорожный вокзал.

Наступил день отъезда, но так как поезд у нас был вечером, то мы погуляли по городу, осмотрели достопримечательности, даже заглянули в местный загс, так как музей не работал, и купив сувениры на память, с вещами двинулись в сторону вокзала, дожидаться поезда. Сев в поезд, всем немножко взгрустнулось, но одновременно было и радостно от того что в скором времени увидим своих близких. Почему то дорога назад, оказалась быстрее, и мы не успев оглянутся уже были в Казани, на вокзале где нас встречали наши близкие и друзья с цветами.

Возвращаясь на Газели домой мы все-таки захотели еще немного пообщаться и остановились на берегу Камы. Посидев и поговорив с друзьями, вдобавок у одного было день рожденья, мы поехали в Димитровград.

Выйдя и разгрузив вещи около дома, мы откупорили шампанское и подняли тост за прекрасное путешествие, незабываемые приключение и счастливое возвращение домой.

Мы благодарим турклуб Горизонт в лице Валерия Михайловича Сидоренко и Андрея Николаевича Каштанова, Майю Гемзен, Эвелину и Игоря Корниловых, Александрина Виктора Александровича и всех кто нам помогал, а их было много, и болел за нас.

Наша группа на сибирской реке Чая